ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ

Согласно договору международной грузоперевозки перевозчик обязуется привезти партию груза по направлению, связанному с переходом государственной границы, в место назначения. Соответственно заказчик перевозки обязуется оплатить услуги перевозчика.

Для начала приведем документы, которые непосредственно касаются заключения договора. Рекомендуем ознакомиться с ними:

  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (сокр. - КДПГ);
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (отдельно обратить внимание на статьи 739, 1124, 1125);
  • Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 No 278-З (ред. от 17.07.2017) "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках";
  • Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З (ред. от 09.11.2018) "О транспортно-экспедиционной деятельности";
  • Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенция МДП).
Особое место в правовом оформлении выполнения договора занимает CMR-накладная. КДПГ нам прямо говорит о том, что договор перевозки подтверждается накладной (статья 4). Всегда помните, что КДПГ установлен обязательный перечень информации, который должен содержаться в CMR-накладной. Об этом уже писали в статье о CMR.
Часто, в случаях когда имеют место разовые перевозки, стороны не заключают отдельный документ, а перевозка осуществляется лишь на основании согласованной сторонами заявки (т.е. договора-заявки) и CMR-накладной. По сути этих документов вполне достаточно для того, чтобы считать, что договор между сторонами заключен. Но они не регулируют возможные конфликтные ситуации, порядок разрешения которых четко не прописан в нормативных правовых актах. Поэтому рекомендуем все же согласовывать с контрагентом полноценный договор.

    На что следует обратить внимание при подписании договора?

    Не будем останавливаться на очевидных моментах, как то провозная плата, порядок расчетов, срок действия, ответственность сторон и т.д. Остановимся на тех нюансах которые часто забывают. По нашему мнению, в договоре перевозки целесообразно предусмотреть следующие нормы:

    1. Ответственность стороны за простой (срыв загрузки, опоздание), который случается по вине такой стороны. Порядок привлечения к такой ответственности, составление подтверждающих документов. Случаи отсутствия вины сторон.
    2. Порядок возмещения убытков перевозчика (в т.ч. в связи с его привлечением к административной ответственности, простоем) из-за внесения в сопроводительные документы (транзитную декларацию, фитосанитарный сертификат иные подобные документы) недостоверных сведений.
    3. Порядок обмена документами, связанными с заключением и исполнением договора. Если договором предусмотрен обмен документами по электронной почте, в договоре нужно указать эти адреса, а также прописать обязанность сторон предпринимать меры по недопущению доступа неуполномоченных лиц к таким электронным почтовым ящикам.
    4. Подробно описать порядок взаимодействия стороны в случае повреждения или утраты груза (кто, каким способом, в какие сроки должен предоставлять необходимую информацию, документы и т.д.).
    5. Сроки направления информации о возникновении нештатных ситуациях (поломки, задержание груза таможенными и иными правоохранительными органами) и требуемые инструкции другой стороны.
    6. Порядок ведения досудебного урегулирования спора (сроки предоставления ответов на претензии и т.д.), место судебного разрешения спора (особенно актуально, когда стороны резиденты разных стран).